Хорошо написанный журналистский текст - как стакан воды: пьется легко, утоляет жажду и не оставляет послевкусия. Немного текстов рожают такими авторы: большинство доочищают редакторы. В некоторых редакциях есть институт рерайту - переписывание текста, которое позволяет свести на нет то, что редактор считает ошибками, а автор - неповторимыми особенностями своего стиля.
Поэтому, читая качественные западные издания, мы не чувствуем стилистического разнобоя, не видим «авторской пунктуации", не продираемся через полстраницы трижды-сложноподчиненные предложения. Но в условиях безредакторнои журналистики и вечной бедности, по которой редактор, литредактор и корректор в редакции существуют обычно в одном лице, должны стараться писать, как можно лучше сразу.
Рерайт текста - это сложная задача, справиться с решением которой под силу далеко не всем. Научить писать хорошо - почти безнадежное затея. Формула, которая определяет способность человека правильно составлять слова вместе, имеет много переменных, на часть которых мы не можем повлиять. Например, какие книги человек читал (и читала) в детстве; или портили ее стиль в студенческие годы принуждением к наукообразного писания; был ли у нее нормальный редактор; как работает ее память, ведь в значительной степени мы определяем адекватность словесных конструкций, сверяя с сохранившимися в нашей голове - звучит или не звучит?
Здорово было бы, если бы можно было прочитать, например, On Writing Well. The Classic Guide to Writing Nonfiction или популярную в постсоветских широтах «Пиши, сокращай» - и начать писать хорошо. О типичных ошибках уже говорилось в материале о том, как изменить прямую речь. Это позволит освоить ряд приемов, которые будут максимально полезными не только начинающему, но и более опытному писателю для создания отличных текстов. Каждый человек без труда сможет научиться этому мастерству.
Но если специфичность прямой речи еще можно оправдать аргументом «герой так сказал», то авторская речь во всех форматах, кроме колонки, должна быть простой (но не примитивной), связной и нейтральной, без художественных излишеств и авторского позерства. Одним словом, человеческой. Просто, но не как на базаре. «Представь, что ты рассказываешь это своей маме (бабушке, подруге)» - рекомендация, которая иногда срабатывает там, где письменная речь искусственно усложнена.
|