/
Версия для печати: Концепт хорошей дизайн - студии - Студия создания сайтов, разработка сайтов от компании MIX Systems
www.mixsystems.com.ua - Студия создания сайтов, разработка сайтов от компании MIX Systems [вернуться к оригиналу]


Концепт хорошей дизайн - студии

(версия для печати)
Статьи / Web-дизайн / Концепт хорошей дизайн - студии

Данный текст не претендует на "истину в последней инстанции", и отчасти составлен на основе личного опыта, анализа собственных и чужих ошибок, и немного по следам прочитанных на эту тему книг.

Попробую сформулировать свое видение идеальной группы специалистов по дизайну, обычно называемой дизайн-студией. Как правило, это подразделение более крупной организации. Люди в этой группе творческие и у них свое восприятие окружающего мира. Зачастую творческая личность склонна к спонтанности и неконтролируемости. Им не особо нравится порядок во всем, они могут предпочесть свободу обеспеченности. Но в дизайн-студии перед такой группой личностей обычно ставятся жесткие задачи, схожие с задачами, которые ставятся рабочим конвейера. Вся сущность таких личностей может начать протестовать против попыток поставить всех в ряд и делать однообразные действия. Но все понимают, что студия работает не только ради высокого искусства, но и ради прибыли в первую очередь. Чтобы работа этой студии была наиболее эффективной необходимо, чтобы эта группа стала единой слаженной командой, как, например, в футболе. Без слаженности и взаимопонимания, без соблюдения иерархии, без разделения по наилучшим качествам не возможна победа в состязании с другой командой. Конкурентная борьба заставляет организацию предоставлять услуги или продукцию лучше и качественнее чем другие.

Критерии оценки успешности работы

Думаю, критерием успешности работы дизайн-студии может быть, как минимум, способность качественно и своевременно исполнять заказы и получать должную прибыль, а как максимум признание высококачественности продукции студии общественным мнением в своей стране и за рубежом.

Оценка художественного уровня работ студии

Не каждая коммерчески успешная работа студии может быть высоко художественной. По настоящему высокий художественный уровень продукции выдерживает проверку временем. В области вэб-дизайна, например, сайты живут и умирают, иногда в течение всего одного года. Но, как правило, сайты, качественные по дизайну и функциональности, живут долго независимо от веяний моды и новшеств в технологии. Так же критерием может служить признание и призы на различных конкурсах, высокие позиции в рейтингах. Но зачастую, руководство не уделяет должного внимания участию в подобных мероприятиях, хотя это могло бы способствовать росту престижа компании.

Состав студии

Чтобы победить в футболе, команде нужны нападающие, защитники, вратарь, капитан, тренер и т.д. - по иерархии у каждого свое место, на котором каждый реализует свои лучшие качества. Но, конечно же, у каждого своя степень ответственности за успех или поражение и соответствующая оплата. В дизайн студии примерно такой же уклад. Конечно же, в работе вместе с командой участвуют и другие группы (подразделения) - руководство, менеджеры, системные администраторы и др. Но я не претендую на знания в их областях деятельности, поэтому высказываю свои субъективные суждения только по дизайн-группе. На мой взгляд, в дизайн-студии нужны следующие специальности:

Разделение труда по максимуму

Для веб дизайн-студии

  1. Арт-директор (главный дизайнер)
  2. Дизайнер сайтов
  3. Криэйтив-дизайнер
  4. Копирайтер
  5. Художник- иллюстратор
  6. Фотограф
  7. Технический дизайнер сайтов
  8. Банермэйкер
  9. 3D-моделлер
  10. Разработчик сайтов
  11. Аниматор (флэш)
  12. Музыкант
  13. Программист
  14. Тестировщик

Для полиграфической дизайн-студии

  1. Арт-директор (главный дизайнер)
  2. Криэйтив-дизайнер
  3. Дизайнер-художник
  4. Копирайтер
  5. Художник-иллюстратор
  6. Верстальщик
  7. Фотограф
  8. 3D-моделлер
  9. Препресс технолог

При большом производстве возможна необходимость нескольких человек по каждой специализации. Это может быть и в целях охватить большее количество заказов, и в целях охватить больший диапазон возможностей в одной специализации, например, у программистов явно напрашивается свое собственное разделение труда.

Разделение труда по минимуму

Одно время бытовало мнение, что со всем может справиться и один веб-мастер, но, на мой взгляд, человеку физически сложно охватить такие полярные области деятельности, высшее образование в которых преподается по пять - шесть лет.

Для производства сайта нужна все-таки, как минимум, пара универсальных профессионалов:

  1. Веб-дизайнер-художник
  2. Разработчик сайтов - аниматор - программист

Для производства в полиграфии может быть достаточно даже одного универсального дизайнера-художника.

Возможные проблемы

Но, по личному опыту, знаю, что минимум оправдывает себя только при малом количестве заказов. При правильно поставленной работе подразделения менеджеров поток заказов растет, как снежный ком. При поточной работе оптимальнее будет делать разделение труда. Чем более узкая специализация будет у каждого, тем быстрее будет расти мастерство и быстродействие человека в этой определенной области. Правда, у слишком узкой специализации кроме преимуществ есть и свои существенные недостатки.

На мой взгляд, это в большей мере связано с дизайнерами, которые придумывают и создают дизайн сайта (от криэйтива до исходников, передаваемых в верстку). Здесь очень важен вопрос авторства. До того момента пока авторство не размывается до такой степени, что дизайнер не может сказать "дизайн этого сайта делал я", существенных проблем не возникает. Как только авторство размыто возникает противоречие в личных потребностях каждого человека. По "пирамиде потребностей" американского психолога А. Маслоу основные потребности (уровни по возрастающей) следующие:

Даже если дизайнер будет получать хорошую зарплату (что будет удовлетворять только нижний уровень потребностей), противоречие рано или поздно выльется в конфликт. Может быть, я сужу об этом слишком субъективно, но этому есть подтверждение в моем личном опыте. Одно время я работал компьютерным художником, разделение труда было таким, что я чаще реализовывал чужие идеи. Авторских работ было очень мало, и, проработав не один год, я в итоге имел не столь объемное портфолио. Это было одной из основных причин моего ухода из той студии.

Мотивация добросовестной работы будет белее весомой и полной в том случае, когда человек имеет возможности удовлетворять выше-перечисленные потребности (уровни). Пусть даже не все уровни сразу, но наличие возможности удовлетворения и более высоких уровней придаст человеку силы и цель, к которой он будет продвигаться. Но, конечно же, в первую очередь должны быть удовлетворены первые два уровня. Должна быть соответствующая оплата труда. По крайней мере, она должна быть не ниже средней в этой специальности по городу, иначе рано или поздно человек "уплывет туда, где глубже". Офис студии должен быть в легко доступном (в масштабах города) месте. Не каждый согласится ежедневно тратить по три-четыре часа на дорогу ради экономии руководства на аренде помещения. И, конечно же, в офисе должна быть охрана, хотя бы для того, чтобы люди не отвлекались на приход посторонних людей (например, предлагающих купить утюг) и чтобы без опаски оставляли на рабочих местах личные вещи.
Социальные пакеты - медицинское страхование, хорошее питание в офисе, возможности брать заемы или оформлять кредиты - традиционны для западных компаний. У нас пока это только входит в правило хорошего тона. Все эти детали помогают удерживать хороших работников.

Все это позволяет человеку кушать каждый день, кормить и одевать семью, иметь свою крышу над головой. Очень простые вещи, но если человек не будет решать этих проблем, работая в студии, то он в любом случае найдет другое место, где это не будет проблемой. Кто-то из великих художников (точно не помню, кажется, Васнецов) говорил, что денег должно быть столько, чтобы не думать о них.

Естественно это не означает, что дизайнеры в студии будут классно работать только с высокими зарплатами. На мой взгляд, каждый должен выполнять свою работу максимально качественно, расценивая ее как предмет личного престижа. Как говорится, первую половину жизни человек работает на имя, а затем имя работает на человека. Работая на свое личное имя, дизайнеры работают и на имя студии в том числе. Авторство должно сохраняться, личность должна оставаться личностью. В этом случае дизайн-студия будет выглядеть как команда, в которой каждый игрок очень важен и каждый вносит свою личную самобытность в неповторимость облика студии. Очень близко приблизилась в этом плане к идеалу, по крайней мере на первый взгляд, студия Артемия Лебедева и студия "Рэд График". Их сайты позволяют увидеть личность в каждом работнике. Иерархия открыта и доступна, можно увидеть, и должность, и имя, и личный сайт или страницу человека.

Команда должна состоять из психологически совместимых людей. На мой взгляд, это достигается только прохождением периода ротаций персонала, поиском лучших и удержанием их в студии на долгий срок. Не плохо когда команда состоит из людей разного пола (это способствует неформальным отношениям, подстегивает творчество), и разной национальности (привносит в творчество самобытные черты разных культур). Разница в возрасте, на мой взгляд, должна быть в пределах 10-20 лет. Каждый должен осознанно принимать свое место в иерархии. Лучше когда члены команды не знают, кто сколько получает - это хотя бы на время исключит предпосылки к сравнению оплаты, зависти и интригам. Отношения должны строиться на желании понимать друг друга, на взаимоуважении, взаимопомощи, на понимании меры ответственности каждого в случае успеха или неуспеха. Никто не застрахован от ошибок и каждый должен знать свою степень ответственности и не бояться ее. В этом плане очень важна финансовая и идеологическая система поощрения и непоощрения хорошей или плохой работы. Например, в работе компании "Финтек" была очень хорошая традиция - каждую неделю на всеобщем собрании объявлялся герой недели, ему давали контрамарку в кинотеатр или другой небольшой подарок, фотография вывешивалась на общем стенде. Мелочь, но очень приятная. Коллектив становится более сплоченным и дружным, если проводить свободное время вместе - пикники, вечеринки, праздники и т.п.

В итоге по теме мотивации добросовестной работы у меня получается следующий список основных мотивов:

Оборудование

Для веб-дизайнера подойдет компьютер не менее 500 Hz, лучше свыше 1000 Hz, с хорошей видеокартой не менее 32 мегабайт, PC платформа (Mac будет отвлекать время на конвертации форматов). Монитор не менее 19 дюймов, желательно, чтобы он поддерживал при разрешении 1280х1024 не менее 85 Hz, лучше 100 Hz. Это очень важно для меньшей утомляемости зрения. Нужна хорошая интернет-связь. Не помешает и наличие дополнительного слабого компьютера для тестирования (в районе 300 Hz), подсоединенного через обычный модем. Одним словом, компьютер, который бы был близок к усредненному восприятию простым пользователем. Не всегда, но бывают очень необходимы сканер, принтер, дигитайзер и цифровая камера.

Для дизайнера полиграфии нужен компьютер посильнее, минимум 1000 Hz, хорошей видеокартой не менее 32 мегабайт, PC или Mac платформа. Монитор не менее 19, желательно 21 дюйм, чтобы он поддерживал при разрешении 1600х1280 не менее 85 Hz, лучше 100 Hz. Необходима возможность калибровки монитора. Необходимы сканер, принтер, дигитайзер, цифровая камера. Для рисунков "от руки" нужны соответствующие бумага и инструменты.

Условия труда

С условиями труда должна быть примерно такая же ситуация как и с деньгами - они должны быть настолько комфортными, чтобы их не замечать, и чтобы не создавать предпосылок к ухудшению здоровья. Особенно важен стол и кресло - в этом месте дизайнеры проводят не менее трети своего времени и от этого зависит осанка и здоровье позвоночника. Так же обстановка должна, как минимум не мешать творческому процессу. В группе дизайнеров неизбежны внутренние конфликты, споры, разборы полетов. Иногда споры по поводу взглядов на творчество могут быть бурными и поэтому важно, чтобы это не мешало другим подразделениям и в тоже время не сковывало творческие процессы внутри группы. Поэтому лучше, что бы у дизайнеров было отдельное помещение в офисе, что бы у каждого был персональный компьютер с хорошей звуковой картой и хорошие персональные наушники. Прослушивание музыки поможет отгородиться от внешнего мира на моменты творчества, сосредоточиться и соответственно быстрее сделать работу. Интерьер должен быть стильным и удобным. Освещение не должно раздражать или напрягать зрение. Необходима возможность отдыха в комфортном мягком диване или кресле в специально отведенном месте (например, в комнате отдыха). Я считаю, что руководящее звено недооценивает такие моменты, ошибочно считая расходы на такое неприоритетными. По моему мнению, в творческом процессе работы дизайнеров очень важен процесс придумывания. И иногда (особенно когда ставится сложная задача) этот этап работы бывает более сложным и долгим, чем реализация придуманного в эскизах. А от самой придуманной идеи или концепта продукта зачастую зависит принятие этого этапа работы у клиента. Очень хорошо было бы дать возможность дизайнерам вместе придумать и реализовать какое-то необычное дизайн-решение интерьера.

Необходимо наличие книг и журналов по различным областям дизайна, чтобы было где подсмотреть новые приемы и стили.

Принципы организации труда

Не осмелюсь претендовать на обширность и научность своих знаний в этой области, но думаю, всем будет интересно почитать некоторые статьи людей занимающихся этим профессионально.

www.improvement.ru "Организация времени" Учет и планирование личного времени. Производительность труда. Техника личной работы. Научная организация труда. Обучение тайм - менеджменту. Эффективность творческого труда. Стратегическое планирование.

Очень важно, что бы дизайнеры студии были в курсе всего нового и образцового в той области, в которой идет работа. Это застрахует от возможных попаданий в уже сделанное кем-то (соответственно обезопасит от обвинений в плагиате) и позволит своевременно использовать передовые достижения и опыт в технологии, поможет не отстать от моды в области деятельности. Иногда для работы полезно отпустить дизайнера в библиотеку. Это тоже труд и такой процесс требует достаточно много времени. И, на мой взгляд, есть смысл тратить деньги на покупку специальной литературы, на журнальную подписку, на легальные цифровые библиотеки имиджей. Есть смысл официально выделить даже специальный день и несколько часов в неделю на такой труд. Единственно нужно, что бы дизайнеры делились между собой собранной полезной информацией. В области вэб-дизайна это может проходить, например, в создании общего файла ссылок на интересные и полезные сайты с краткими описаниями или раскладкой по рубрикам. И желательно общее обсуждение самого интересного и полезного на маленьких общедизанерских собраниях.

Бывают полезны такие собрания и в целях решения одной большой задачи в качестве "мозговой атаки". Результатом такого собрания может стать, например, формулировка словесного концепта, выявление ряда интересных идей или эскизов.

Приведу конкретный пример:
Было участие студии в тендере (конкурсе) наряду с другими студиями. Было необходимо сделать за короткий промежуток времени продукт близкий по качеству к чистовому. Все дизайнеры студии сделали концептуальные эскизы и сформулировали словесные идеи. Затем, собравшись дизайнеры обсудили сделанное и голосованием выбрали два концепт-эскиза, которые были доведены до чистового состояния и даже были сделаны анимационные заставки с помощью аниматоров. Фактически для участия во внешнем тендере был проведен внутренний тендер. Такие ситуации подхлестывают внутристудийную творческую конкуренцию. В процессе "мозговой атаки" имеют возможность появиться идеи, которые не могли бы родиться в процессе обособленного придумывания.

Наряду с демократичной и творческой обстановкой должна быть конечно и дисциплина труда. Как правило, в дизайн-студиях под дисциплиной понимается борьба с опаздываниями утром к началу рабочего дня. Это конечно важный момент, но, думаю, гораздо важнее качество и результативность труда каждого дизайнера, чем точное поминутное соблюдение рабочего графика. Некоторым дизайнерам (совам) стоит, на мой взгляд, позволить начинать рабочий день позднее, чем другим (в пределах разумного, например, на час), естественно с условием более позднего ухода с работы. Думаю, это может увеличить продуктивность работы.

Не менее важным является процесс повышения квалификации. Это напрямую влияет на конкурентоспособность студии. Если студия развивается медленнее чем другие, то в итоге ее обойдет какая-нибудь новоиспеченная более творческая и технологичная дизайн-студия. Конечно, каждый дизайнер растет в процессе работы над проектами, но бывают ситуации, когда однотипность задач, сжатость сроков или просто незнание и нежелание обуславливают использование одних и тех же наработанных приемов, инструментов, программ и т.п. Поэтому стимулом к развитию каждого может быть не только личное желание каждого дизайнера, но и принудительное действие со стороны руководства. Это может выражаться в постановке разнообразных задач с постепенным усложнением, в тестировании и аттестации по знанию различных программ, и наличию определенных навыков.

Иногда студии ищут универсальных дизайнеров сочетающих в себе качества и знания присущие и другим специальностям (например, программирование). Таких людей мало, и, на мой взгляд, гораздо продуктивнее узкая (в разумных пределах) специализация. Желание иметь таких людей в штате отчасти обусловлено производственной необходимостью - желанием сэкономить деньги на зарплате. Можно достичь ту же цель, обучив человека, поставив ему определенную цель и время ее достижения (естественно не два дня) и предоставив необходимые условия, например, прикрепить другого сотрудника как обучающего.

Конечно, нужна определенная ротация дизайнеров. Ленивые, конфликтные и неспособные естественно не приживаются. Должен сформироваться дружественный коллектив единомышленников, профессионалов высокого уровня. И должны быть условия постоянного повышения этого уровня с системой поощрения способствующего этому росту и непоощрения противоположного. Хорошие кадры должны цениться и удерживаться. Если человек будет видеть возможность развиваться на своем рабочем месте, и в плане профессиональности, и в плане соответствующей этому развитию повышения оплаты, то хорошие кадры будут держаться в студии гораздо дольше и соответственно принесут ей больше пользы.

Жесткие условия рынка и демпинговые ситуации в оплате труда дизайнеров иногда создают у некоторых руководителей необходимость или возможность не повышать низкую зарплату работников, тем самым, сохраняя определенную рентабельность. Но, по-моему, в таких ситуациях не берется во внимание время, потраченное на обучение в процессе долгой (иногда многолетней) работы и фактор того, что каждый человек развивается, и развиваются не только его возможности, но и потребности. В итоге слишком сильная текучка кадров может мешать развитию и самого коллектива. При этом соответственно упускаются некоторые возможности развития узнаваемости и конкурентоспособности коллектива. Но даже когда найден оптимальный штат сотрудников, не всегда удается сохранить его просто из-за психологических моментов. Мне кажется, в среде дизайнеров не многим людям удается работать на одном месте дольше трех-четырех лет. Накапливаются различные конфликты. Решением таких проблем, без которых не обходится ни один коллектив, должны заниматься профессиональные психологи. В нашей стране пока не пришли к повсеместному пониманию необходимости таких сотрудников. Важно не только формирование необходимого коллектива студии, но и его выживание.

Другим важным моментом, способствующим продуктивности работы, является качественный отдых сотрудников. Есть смысл в принудительном ограничении рабочего дня (некоторые студии имеют такую практику). Существует инерция внимания, и не всегда удается вовремя прервать рабочий день, особенно когда работа интересная и захватывающая. Я сам постоянно делаю такую ошибку и убеждаюсь затем, что недостаточный и некачественный отдых влияет на продуктивность дальнейшей работы не в лучшую сторону. Права поговорка: "Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает".

По материалам сайта http://www.artweber.ru/?lt;/font>